1995 год - Обнаружена комета Хейла - Боппа, одна из самых ярких
1995 год - обнаружена комета хейла - боппа, одна из самых ярких

1995 год - Обнаружена комета Хейла - Боппа, одна из самых ярких

Комета Хейла - Боппа - долгопериодическая комета, ставшая, возможно, самой «наблюдаемой» кометой XX века, и одной из ярчайших за несколько последних десятилетий. Была видима невооружённым глазом рекордный срок - 18 месяцев, в два раза больше предыдущего рекорда, установленного Большой кометой 1811 года.

Открыта 23 июля 1995 года на очень большом расстоянии от Солнца, позволив предположить, что она будет довольно яркой и при подлёте к Земле. Несмотря на труднопредсказуемость яркости комет в какой-либо степени точности, данная комета оправдала и превзошла ожидания астрономов, пройдя перигелий 1 апреля 1997 года. Иногда её называют «Большой кометой 1997 года».

Появление кометы Хейла - Боппа также вызвало смятение среди людей, которого не наблюдалось долгое время. Широкую огласку получили слухи, что за кометой летит корабль пришельцев. Эти же слухи стали толчком к массовому самоубийству среди последователей нового религиозного движения «Врата рая».

Комета была открыта независимо друг от друга двумя американскими наблюдателями - Аланом Хейлом и Томасом Боппом. Хейл провёл много сотен бесплодных часов в поисках комет, и около своего дома в Нью-Мексико он наблюдал за уже известными кометами, когда около полуночи вдруг натолкнулся на туманный объект величиной 10,5m рядом с шаровым звёздным скоплением M70 в созвездии Стрельца. Хейл сперва установил, что рядом с этим скоплением нет других объектов глубокого космоса. Далее он обнаружил, что объект заметно перемещается на фоне звёзд, и написал электронное письмо в Центральное бюро астрономических телеграмм, которое отслеживает астрономические открытия.

У Боппа не было собственного телескопа. Он был на природе со своими друзьями около Стенфилда в Аризоне, и наблюдал звёздные скопления и галактики, когда в окуляре телескопа, принадлежавшего его другу, перед глазами Томаса промелькнуло пятнышко света. Сверившись с эфемеридами известных объектов Солнечной системы, Бопп понял, что это пятнышко является новым объектом, и послал телеграмму туда же, куда и Хейл.

На следующее утро было подтверждено открытие новой кометы, которой дали название кометы Хейла - Боппа и обозначение C/1995 O1. Об открытии было объявлено в циркуляре № 6187 Международного астрономического союза. На время открытия комета находилась на расстоянии 7,1 а.е. от Солнца.

Вскоре обнаружились более ранние снимки с кометой. Так, Теренс Дикинсон нашёл комету на своём снимке, сделанном 29 мая 1995 года, а Роберт Макнот - на снимке, сделанном 27 апреля 1993, то есть за два года до открытия кометы. В то время её величина составляла 18m, а расстояние от Солнца - 13,0 а.е.

()